settings_phone Обратный звонок
г. Москва, Подольское ш. д. 8 корп 5, оф 10
+7 (495) 106-04-40
Режим работы:
пн-пт с 10.00 - 18.00

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация – регулярное мероприятие, которое должно проводиться в каждой организации. Оно регламентируется федеральным законом о бухучете и проводится перед составлением отчетности или в случае выявления нарушений. Разбираемся, как провести инвентаризацию по всем правилам.

Поводы для инвентаризации

Инвентаризацию можно разделить на регулярную и внеочередную. Регулярная проводится ежегодно, перед составлением отчетности. В нее не включается имущество, которое было инвентаризовано с 1/10 текущего года. Инвентаризацию основных средств можно проводить в три раза реже. Но многие предпочитают делать регулярные проверки – это позволяет лучше контролировать расходы и вовремя исправлять недочеты.

Внеочередная инвентаризация проводится:

  • когда меняется материально ответственный сотрудник – в этом случае инвентаризации подлежит только вверенное ему имущество;
  • в случае или подозрении на нарушения, недостачу или воровство;
  • в чрезвычайных ситуациях;
  • если компания прекращает существование или меняет структуру.

Для проведения инвентаризации создается специальная комиссия, которая закрепляется приказом руководителя. Обычно в состав комиссии входит бухгалтер или сотрудники бухгалтерского отдела, но принимать участие могут любые сотрудники, кроме материально ответственных. Последние не могут участвовать в самом процессе, так как проверяется вверенное им имущество, но должны присутствовать при проверке. Комиссия состоит из 2 и более сотрудников.

В приказе обязательно указывается причина и цель проведения инвентаризации, график проведения и список объектов, которые подлежат проверке. Приказ нужно обязательно зафиксировать в журнале, а в документе должны стоять подписи руководителя и членов комиссии.

Подготовка документов

Перед проверкой должны быть получены самые актуальные документы по приходу и расходу. Они будут служить подтверждением имущества и обязательств, которые имеются «на бумаге» с фактическим результатом. Цель любой инвентаризации – проверить соответствие и выявить расхождение. Полученные документы заверяются, на них ставится дата и соответствующая отметка. Все материально ответственные работники компании составляют расписку, которую предоставляют комиссии непосредственно перед проверкой. Это служит подтверждением того, что все нужные документы уже сданы в бухгалтерию, а дела приведены в порядок: списано все, что выбыло и оформлено все, что поступило под их ответственность.

Процесс инвентаризации

Основной метод, которым руководствуется комиссия – натуральный подсчет. Все, что принадлежит организации, подсчитывается в фактическом наличии. Параллельно проверяется состояние объектов и их пригодность к работе. Во время инвентаризации можно попутно выявить существующие проблемы и нарушения. Все, что не имеет осязаемой формы – например, вложения – проверяется с помощью сверки данных. Если задействованы сторонние лица (кредиторы, контрагенты), проверяются соответствующие документы.

Результаты инвентаризации заносят в специальные акты. Все материально ответственные сотрудники ставят свою подпись под ведомостью, подтверждая свое согласие с результатами проверки.

Проверка полученных результатов

После фактического подсчета имущества и обязательств проводится проверка на соответствие. Для этого данные в актах сверяются с существующей документацией и отчетностью. Для оформления используется инвентаризационные и сличительные ведомости по соответствующему объекту инвентаризации: ценности, основные средства, будущие расходы, наличные деньги, расчеты и т.д.

Комиссия анализирует результаты и разбирает каждый случай несоответствия. Все выявленные нарушения фиксируются протоколом, а если их не было, то делается соответствующая запись. Документы направляются к руководителю и выпускает приказ с принятым решением.


Отражение в учете

Все расхождения, которые были найдены в процессе инвентаризации, нужно отразить в отчетности. Данные относятся к тому периоду, когда проводилась проверка, то есть учитывается дата проведения, а не дата результатов. Все имущество, которое в ходе проверки было признано неисправным – списывается. Также поступают с задолженностью, у которой истек срок давности.

Инвентаризация – это регулярное мероприятие, которое позволяет контролировать имущество предприятия. Она проводится ежегодно или раз в 3-5 лет, в зависимости от того, что проверяется. Также может быть проведена внеочередная инвентаризация – в случае нарушений, подозрения не воровство или в чрезвычайных ситуациях. Проверка проводится специальной комиссией из 2 и более человек. Результаты закрепляются в актах, которые затем сверяются с документацией.

В компании «Финнс-Френдс» вам подскажут правила проведения и оформления инвентаризации.

Оставьте заявку сейчас
Получите месяц бухгалтерского обслуживания бесплатно.
settings_phone Получить бесплатную консультацию
0 %

Правовая актуальность

0

Лет стажа бухгалтеров

0

Бухгалтерских балансов

0

Налоговых деклараций