settings_phone Обратный звонок
г. Москва, Подольское ш. д. 8 корп 5, оф 10
+7 (495) 106-04-40
Режим работы:
пн-пт с 10.00 - 18.00

Водный налог

Водный налог представляет собой обязательный платеж, который взимается в федеральный государственный бюджет. Он введет в действие одновременно с принятием налогового кодекса и заменил собой плату за использование водных объектов. Платить денежные средства в бюджет обязаны только те субъекты, которым необходимо специальное водопользование. Во всех остальных случаях эта сфера регулируется гражданско-правовым законодательством.

Кто платит

Платить этот вид обязательного платежа обязаны компании и граждане, которые реализуют свое право на особое использование водных ресурсов. Т.е., предприятия и граждане, что пользуются водоемами на основе соглашений и решений государственных органов о предоставлении водных ресурсов в рамках Водного кодекса, не входят в круг плательщиков этого обязательного платежа.

Обязанность по уплате налога возникает в следующих случаях:

  • Если компания или лицо выполняет забор воды из открытых водных объектов;
  • Если плательщик использует акваторию водного объекта;
  • Если водный объект используется в хозяйственных целях компанией, которая вырабатывает электрическую энергию и забор воды при этом не производится;
  • Если реки или озера используются для сплава деревьев в промышленных масштабах.

Одновременно с этим не платят налог предприятия и люди в следующих случаях:

  • Добыча воды из скважин. Если эта деятельность ведется для добычи полезных ресурсов или в лечебных целях;
  • Забор, если она необходима для тушения пожара или ликвидации чрезвычайных происшествий;
  • Использование воды кораблем для поддержания внутренних технологических процессов;
  • Водоем используется для разведения рыбы и поддержания экологического баланса местности;
  • В случае, если водоем используется для перемещения небольших плавсредств или периодических (не постоянных) посадок гидросамолетов;
  • Для организации государственного надзора за экологией окружающей местности, защиты рыбных запасов;
  • Если акватория применяется для организации наблюдений за местностью и выполнения инженерных и иных подобных изысканий;
  • Когда на водоеме строятся объекты гидротехнического назначения, рыбного, водотранспортного хозяйства, водопровод или водоотведение;
  • Если на водоеме построен рекреационный объект, который применяется для организации отдыха людей с ограниченными возможностями или детей;
  • Применение водоемов для полива земель при выращивании сельскохозяйственных структур;
  • Для целей частной охоты и ловли рыбы.

Оплата за использование государственных водных ресурсов взимается в случаях:

  • Забор воды с поверхности водоемов;
  • Эксплуатация акватории для любых целей, в т.ч. организации отдыха;
  • Для производства электроэнергии.

База налогообложения

При начислении водного налога за точку отсчета берутся различные параметры в зависимости от того, какой объект используется и как плательщик его эксплуатирует:

  • Если производится забор воды, то налог рассчитывается в зависимости от ее объема. Для этого применяются водные счетчики или нормы потребления, утвержденные контролирующими органами;
  • При эксплуатации акватории расчет производится в зависимости от площади водного пространства, которое предоставлено по лицензии или согласно техническому проекту;
  • При использовании для целей гидроэнергетики в качестве точки отсчета для начисления платежа определяется количество электричества, которое произвела компания за отчетный период;
  • При использовании водоемов для сплава леса расчет производится в зависимости от количества сплавленной древесины в кубометрах и расстояния, которое груз преодолел по реке или озеру.

Расчеты производятся по каждому объекту отдельно. Например, если лес сплавлялся по нескольким рекам, то необходимо посчитать размер налога по каждой из них. Причем в отчете расчеты производятся отдельно даже несмотря на то, что ставки налога могут быть одинаковы.

Платежная база

Конкретный порядок использования водных ресурсов, начисления и оплаты обязательного платежа определяется местными органами, которые владеют конкретным водным ресурсом. Если река или озеро находится в федеральной собственности, действует постановление №764, принятое в 2006 году.

Согласно этому документу платежной базой для этого налога признаются:

  • При заборе воды – допустимый объем потребленной воды, в том числе поставленный потребителем. Расчет производится за конкретный платежный период;
  • Для гидроэнергетики – количество произведённой электрической энергии;
  • Для рекреационных целей – площадь используемой акватории.

Сроки платежей и составления отчетности

Согласно требованиям налогового законодательства, платить водный налог и предоставлять по нему отчетность необходимо каждые 3 месяца календарного года.

Периодичность платы за пользование водными объектами устанавливается нормативно-правовыми актами местных органов. Для федеральных объектов – это 20 число каждого месяцы.

Размер платежей

Ставка по водному налогу устанавливаются местными органами и исчисляются в рублях за каждую 1 тыс. м3 воды, забранной из поверхностного или подземного источника. Предусматривается возможность их индексации в зависимости от экономической ситуации в стране. Если производится забор воды сверх установленных норм, налог взимается в пятикратном размере.

Начислять и уплачивать налог плательщик должен сам. Общая сумма платежа является суммой всех налогов по разным видам водопользования для каждого из объектов.

Денежные средства перечисляются в адрес государственных органов по месту нахождения реки или озера каждый квартал. В эти же сроки предоставляются декларации по этим налогам.

Помощь в ведении бухучета

Хотите организовать ведение текущего и регламентированного учета на предприятии в соответствии с требованиями действующего законодательства? Обращайтесь за помощью в компанию «Финанс-Френдс». Мы ведем бухучет на условиях аутсорсинга и гарантируем качество оказываемых услуг.

Оставьте заявку сейчас
Получите месяц бухгалтерского обслуживания бесплатно.
settings_phone Получить бесплатную консультацию
0 %

Правовая актуальность

0

Лет стажа бухгалтеров

0

Бухгалтерских балансов

0

Налоговых деклараций