Водный налог
Водный налог представляет собой обязательный платеж, который взимается в федеральный государственный бюджет. Он введет в действие одновременно с принятием налогового кодекса и заменил собой плату за использование водных объектов. Платить денежные средства в бюджет обязаны только те субъекты, которым необходимо специальное водопользование. Во всех остальных случаях эта сфера регулируется гражданско-правовым законодательством.
Кто платит
Платить этот вид обязательного платежа обязаны компании и граждане, которые реализуют свое право на особое использование водных ресурсов. Т.е., предприятия и граждане, что пользуются водоемами на основе соглашений и решений государственных органов о предоставлении водных ресурсов в рамках Водного кодекса, не входят в круг плательщиков этого обязательного платежа.
Обязанность по уплате налога возникает в следующих случаях:
- Если компания или лицо выполняет забор воды из открытых водных объектов;
- Если плательщик использует акваторию водного объекта;
- Если водный объект используется в хозяйственных целях компанией, которая вырабатывает электрическую энергию и забор воды при этом не производится;
- Если реки или озера используются для сплава деревьев в промышленных масштабах.
Одновременно с этим не платят налог предприятия и люди в следующих случаях:
- Добыча воды из скважин. Если эта деятельность ведется для добычи полезных ресурсов или в лечебных целях;
- Забор, если она необходима для тушения пожара или ликвидации чрезвычайных происшествий;
- Использование воды кораблем для поддержания внутренних технологических процессов;
- Водоем используется для разведения рыбы и поддержания экологического баланса местности;
- В случае, если водоем используется для перемещения небольших плавсредств или периодических (не постоянных) посадок гидросамолетов;
- Для организации государственного надзора за экологией окружающей местности, защиты рыбных запасов;
- Если акватория применяется для организации наблюдений за местностью и выполнения инженерных и иных подобных изысканий;
- Когда на водоеме строятся объекты гидротехнического назначения, рыбного, водотранспортного хозяйства, водопровод или водоотведение;
- Если на водоеме построен рекреационный объект, который применяется для организации отдыха людей с ограниченными возможностями или детей;
- Применение водоемов для полива земель при выращивании сельскохозяйственных структур;
- Для целей частной охоты и ловли рыбы.
Оплата за использование государственных водных ресурсов взимается в случаях:
- Забор воды с поверхности водоемов;
- Эксплуатация акватории для любых целей, в т.ч. организации отдыха;
- Для производства электроэнергии.
База налогообложения
При начислении водного налога за точку отсчета берутся различные параметры в зависимости от того, какой объект используется и как плательщик его эксплуатирует:
- Если производится забор воды, то налог рассчитывается в зависимости от ее объема. Для этого применяются водные счетчики или нормы потребления, утвержденные контролирующими органами;
- При эксплуатации акватории расчет производится в зависимости от площади водного пространства, которое предоставлено по лицензии или согласно техническому проекту;
- При использовании для целей гидроэнергетики в качестве точки отсчета для начисления платежа определяется количество электричества, которое произвела компания за отчетный период;
- При использовании водоемов для сплава леса расчет производится в зависимости от количества сплавленной древесины в кубометрах и расстояния, которое груз преодолел по реке или озеру.
Расчеты производятся по каждому объекту отдельно. Например, если лес сплавлялся по нескольким рекам, то необходимо посчитать размер налога по каждой из них. Причем в отчете расчеты производятся отдельно даже несмотря на то, что ставки налога могут быть одинаковы.
Платежная база
Конкретный порядок использования водных ресурсов, начисления и оплаты обязательного платежа определяется местными органами, которые владеют конкретным водным ресурсом. Если река или озеро находится в федеральной собственности, действует постановление №764, принятое в 2006 году.
Согласно этому документу платежной базой для этого налога признаются:
- При заборе воды – допустимый объем потребленной воды, в том числе поставленный потребителем. Расчет производится за конкретный платежный период;
- Для гидроэнергетики – количество произведённой электрической энергии;
- Для рекреационных целей – площадь используемой акватории.
Сроки платежей и составления отчетности
Согласно требованиям налогового законодательства, платить водный налог и предоставлять по нему отчетность необходимо каждые 3 месяца календарного года.
Периодичность платы за пользование водными объектами устанавливается нормативно-правовыми актами местных органов. Для федеральных объектов – это 20 число каждого месяцы.
Размер платежей
Ставка по водному налогу устанавливаются местными органами и исчисляются в рублях за каждую 1 тыс. м3 воды, забранной из поверхностного или подземного источника. Предусматривается возможность их индексации в зависимости от экономической ситуации в стране. Если производится забор воды сверх установленных норм, налог взимается в пятикратном размере.
Начислять и уплачивать налог плательщик должен сам. Общая сумма платежа является суммой всех налогов по разным видам водопользования для каждого из объектов.
Денежные средства перечисляются в адрес государственных органов по месту нахождения реки или озера каждый квартал. В эти же сроки предоставляются декларации по этим налогам.
Помощь в ведении бухучета
Хотите организовать ведение текущего и регламентированного учета на предприятии в соответствии с требованиями действующего законодательства? Обращайтесь за помощью в компанию «Финанс-Френдс». Мы ведем бухучет на условиях аутсорсинга и гарантируем качество оказываемых услуг.